ВЕРА

ВЕРА

С какой целью приходил Господь Иисус Христос на землю? Отчасти ответ на этот вопрос можно найти в восьмой главе Евангелия от Матфея – Иисус Христос приходил искать веру.

«…Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры» [1](Мф.8:10).

Искать не саму веру, конечно, но тех, кто имеет этот дар от Бога. Дар и одновременно признак, свидетельство. Свидетельство принадлежности к ДЕТЯМ Божьим.

«Дети Божьи и дети дьявола узнаются так…» (1 Ин. 3:10).

«На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного отца имеем, Бога. Иисус сказал им: Если бы Бог был Отец ваш, то вы бы любили Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл… Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего»… (Ин. 8:41–44).

Так каким же образом вера является свидетельством? Но прежде сделаем краткое отступление. Новый Завет был написан на древнегреческом языке. Каждое слово, как известно, имеет несколько значений, иногда совершенно различных. Переводчик, выбирая одно из этих значений, может полагаться на свое чувствование, интуицию, традиции, подчиняться авторитету предшественников или власть имеющих. Поэтому у читающего переведенный текст всегда имеется риск так никогда и не узнать, о чем же автор в действительности хотел сказать. Особенно это касается такой книги, как Библия. Поэтому ключевые, на наш взгляд, слова, которые могут радикально изменить смысл текста, мы будем приводить в греческом оригинале со всеми возможными значениями этих слов, предоставляя право и читателю воспользоваться своей интуицией.

Итак, «вера» –

     πίστις,η  –  а) вера, доверие; б) верность, залог верности, ручательство, клятва, верное слово, договор; в) верование; г) мнение, представление (в противоположность знанию); д) доказательство.

То есть вера, которую искал Господь Иисус Христос, может быть и доказательством. Доказательством принадлежности к детям Божьим.

Многим известна фраза апостола Павла из послания Римлянам:

«Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).

Но не все имеют ключ к скрытому значению этой фразы, который находится в Ветхом Завете. Отметим прежде, что греческое слово, переведенное как «слышание», это:

    άκοή   –  слух: а) орган слуха; б) слушание.

Органом слуха, как известно, является ухо. Итак, вера возникает у тех, у кого есть слышание – способность слышать, зависящая в свою очередь от наличия (или отсутствия) «органа слуха». Вот почему в Новом Завете неоднократно встречается фраза: «ИМЕЮЩИЙ ухо да слышит» (Отк. 2:9; 2:11; 13:9; Мф. 11:15; 25:30).

Слышание, в свою очередь возникает от слова Божьего. Где же обитает слово Божие? Обратимся теперь к вышеупомянутому ключу из Ветхого Завета:

«…но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем…» (Втор. 30:14).

«Послушайте меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой!» (Ис. 51:7). То есть слово Божие находится в сердце человека, но не в физическом органе конечно же. «Сердце» – это, собственно, сокращенное слово «сердцевина», сердцевина человека, невидимая, духовная его часть.

Итак, мы уже имеем в сердце своем слово Божие и потому, встречая его вне, например, в виде печатного слова Библии, мы и узнаем его, так как оно резонансом отзывается в нас, вызывая веру. И слово это, обитающее в нашем духе – и само есть дух, «начаток» духа:

«Но, имея тот же дух веры…» (2 Кор. 4:13).

Слово, обычно переводимое как «дух»[2] – это

                πνεϋμα,τό  а) дыхание; б) дуновение, ветер;
в) позднее поэтическое – дух, жизнь.

«…и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления…» (Рим. 8:23).

«Начаток»  –  άπαρχή,ή  –  первенцы, начатки, лучшая и отборная часть чего–либо.

Итак, дети Божьи имеют в сердце своем свидетельство их принадлежности – слово Божье, от которого возникает слышание, а от слышания – вера.

«…и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:10).

«…для чего притчами говоришь им?.. для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано…» (Мф. 13:11).

«Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего». (Ин. 8:43).

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним…» (Отк. 3:20).

Почему не отворяют? – Потому, что не слышат, не могут слышать.

Все, происходящее в этом мире – есть великая драма поиска и разделения. Поиска своего потомства, своих детей среди Вавилона великого:

«…подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13:24‑30).

«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение…» (Лк. 12:51).

«…Симон! Симон! Се сатана просил, чтобы сеять[3]  вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя…» (Лк. 22:31).

«…и отделит одних от других как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25:32‑33).

Каковы же еще, кроме веры, признаки принадлежности к детям Божьим?

«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него» (1 Ин. 5:1).

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

«…если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня…» (Ин. 8:42).

Греческое слово «любить», «любовь» это –

                άγάπάω  –  а) любить, принимать ласково, приветствовать, оказывать любовь; б) довольствоваться, быть довольным.

Итак, все верующие слову Божьему и испытывающие искреннее расположение и симпатию к стоящим за истину и справедливость имеют надежду называться детьми Бога.



[1] Здесь и далее в цитатах слова подчеркнуты или выделены автором.

[2] Различное написание (с заглавной или строчной букв) слова «дух», а также Дух Святой (πνευμα άγιον) введено позднее. В оригинальном греческом тексте Нового Завета все буквы этих слов одинаковы.

Хостинг от uCoz