Всем известно, что Господь Иисус Христос является нашим искупителем. Греческое слово, переведенное как «искупление» имеет совершенно конкретный смысл:
άπολύτρωσις,ή – освобождение за выкуп; выкуп.
Для кого Он нас искупил, это очевидно – для Бога («…и кровию своею искупил нас Богу…» — Отк. 5:9). Но у кого? И какой выкуп был заплачен? Ответы на эти вопросы имеют, как правило, общий характер – «искупил нас у (от) греха, заплатил своею кровью…» и т.п. Но что такое «грех»? И как «кровь» может искупать? И что в действительности стоит за словом «кровь»? К сожалению, вразумительных ответов на эти вопросы нет.
Рассмотрим вначале, кем является Иисус Христос по отношению к Богу. Он – Его Сын. Сын Божий. Но в Библии упоминаются и другие сыны Божии:
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов. 1:6).
Но только по отношению к Иисусу Христу употребляется слово «Единородный». «Единородный Сын» (Ин. 1:18). Рассмотрим это слово внимательней. Единородный – «один сын у родителей, также и дочь, одна будучи, именуется единородною».
В греческом это – μονογενής – единственный (сын, дочь).
Но во времена написания Нового Завета слово «единородный» имело и другое значение – «любимый». Это и подтверждается в Мф. 3:17: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение».
Итак, единородный Сын Божий искупил нас Богу. Но кто мы? Кем мы являемся по отношению к Богу и его любимому Сыну?
Мы – «Его удел» (Еф. 1:14). В греческом «удел» – περιποίησις,ή – приобретение (чего-либо); приобретённое, достояние; сохранение. Вспомним слова Евы по отношению к ее сыну: «…приобрела я человека от Господа». (Быт. 4:1). Т.е. «приобретение», «удел» - это потомство, наследники, дети. Дети Божии.
«…ибо часть господа народ Его, Иаков наследственный удел Его» (Втор. 32:9).
«Каждому народу поставил Он вождя, а Израиль есть удел Господа» (Сир. 17:14-15).
А кем является Иисус Христос по отношению к нам, открывается в послании апостола Павла к Колоссянам, в фразе, переведенной как:
«рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).
Вот слова из греческого текста:
πρωτότοκος πάσης κτίσεως
Гдe: πρωτότοκος – первородный; в переносном — старший;
πάσης – родительный падеж слова «весь, целый, всякий»;
κτίσεως – родительный падеж от – «основание города или колонии, поселение; создание».
Т.е. по отношению к нам Иисус Христос есть «первородный», первенец, а мы – Его (совместно с Богом) творение и одновременно – продолжение Его рода. И Он «…самим собою избавит творение свое» (3 Езд. 13:26).
Кому же должен был быть уплачен выкуп и почему? Очевидно, что за выкуп освобождают из плена, рабства:
«Разве Израиль раб? Или он домочадец? Почему он сделался добычею?» (Иер. 2:14).
«Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! ...ибо так говорит Господь: за ничто вы были проданы, и без серебра будете выкуплены…» (Ис. 52:2-3).
«Вот, вы проданы за грехи ваши…» (Ис. 50:1).
Итак, по причине греха потомство Божие оказалось в рабстве. Каким же образом и у кого?
Человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1:26). Согрешил Адам. Будем помнить, что одно из значений еврейского слова Адам ( םדא ) есть «подобный». Оно не значит «образ Божий», но – «подобный». И будем помнить, что Иисус Христос:
«…есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4).
«…есть образ Бога невидимого» (Кол. 1:15).
«…Ибо, кого он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями…» (Рим. 8:29).
В мире, сотворенном Богом, Сын Его сотворил свой мир.
Итак, греческое слово, переведенное как «грех» - это (амартиа)
άμαρτία,ή – ошибка, заблуждение, проступок, грех.
В греческом языке буква « » в начале слова означает «не».
μαρτΰρέω -- (мартирео) – свидетельствовать, быть свидетелем, служить свидетельством или доказательством, подтверждать свидетельством.
μάρτϋς,ό -- (мартис) – свидетель; мученик; в Новом Завете – ученик Христа.
άμαρτϋρος -- (амартирос) — не подтверждаемый свидетелями, ничем не засвидетельствованный.
То есть, согрешить – значит потерять свидетельство. Именно это и случилось с Адамом.
Согрешив, он потерял свидетельство Божье, Божью славу (вспомним, ведь он нарек имена «животным полевым» и «птицам небесным», т.е. был поставлен над ними – Быт. 2:19).
«…Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).
Итак, согрешив и потеряв славу Божию – свидетельство своей принадлежности и своего положения Адам «скрылся между деревьями» рая (Едема), т.е. стал неотличимым от того, что названо «деревьями».
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт. 3:9).
«Вот Ассур был кедр на Ливане… Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилу, и обрадовались в преисподней стране все дерева Едема…» (Иез. 31:3,16).
И второе, что произошло с Адамом – он стал смертным, принадлежащим Смерти. Смерть обрела над ним власть (в греческой мифологии, например, и ад, и смерть персонифицированы, это реальные сущности, обладающие властью, силами, управляющие своим царством, что впрочем, дано им свыше).
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14).
«…и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть…» (Отк. 6:8).
Вернуть назад славу Божию непросто. Для этого необходимо свидетельство трех (этого мы коснемся позднее). И для этого то и приходил сюда Сын Божий.
«…голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться о детях своих ибо их нет. …есть награда за труд твой, говорит Господь и возвратятся они из земли неприятельской» (Иер. 31:15-16).
Каким же образом Иисус Христос ниспроверг власть преисподней и смерти над детьми Божьими, потерявшими свидетельство Божие (славу, шехину)? Для этого Он, во-первых, отдал свою жизнь, которую имел на небесах «…Я отдаю жизнь Мою, чтоб опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее…». (Ин. 10:17-18) и «умер по плоти» (1 Пет. 3:18), «…приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…» (Флп. 2:7), «…в подобии плоти греховной»… (Рим. 8:3) «…подчинился закону, чтобы искупить подзаконных…» (Гал. 4:4-5).
Во-вторых, и после этого, Он отнял «…силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Как это произошло? Рассмотрим схему суда над Иисусом Христом (но прежде напомним, что сотворенный мир стоит законом Божиим, законом истины и справедливости и все, его нарушающие – ниспровергаются, т.е. лишаются власти, силы и свидетельства их наличия – славы). См. Рис.1.
Итак, есть некто, имеющий власть в этом царстве, символически представленный фигурой Понтия Пилата.
Иисус Христос – Пилату: «…Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан…» (Ин. 18:36).
Пилат: «…имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя…» (Ин. 19:10).
Иисус Христос: «…не имел бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал…» (Ин. 19:11).
Пилат – части иудеев: «…в чем вы обвиняете Человека сего?» (Ин. 18:29).
Иудеи: «…нам не позволено предавать смерти никого…» (Ин. 18:31).
Рис. 1. |
Часть же иудеев на этом суде выступает в роли обвинителя. Но обвинитель этот — «лжесвидетель и клеветник» – «диаволос»
διαβολος,ό – клеветник.
То есть, дьявол, сатана, показал себя в качестве того, кем он является – «…духа, действующего ныне в сынах противления…» (Еф. 2:2), «…диавол… лжец и отец лжи… когда говорит он ложь – говорит свое…» (Ин. 8:44), и который к этому времени, как мы знаем, был свержен с небес, – «…Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию…» (Лк.10:18).
И, кроме обвинителя, имеются также исполнители – «силы», подчиняющиеся тому, у кого в данное время находится власть.
Все это является своеобразным механизмом надзора за соблюдением царящего в мире Божьего закона (в основе которого лежит справедливость и истина), и когда «механизм» этот дает непростительные сбои, он подлежит замене.
Итак, суд, выслушав обвинителя, признал Божьего Сына, кроткого, непорочного и святого, повинным смерти и, выбрав для помилования из этих двоих убийцу Варраву, предал Его для исполнения приговора в руки «сил» – воинов.
Во время казни и после смерти Иисуса Христа, как указание на несправедливость всего произошедшего, был явлен гнев Бога:
«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого… и вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли…» (Мф. 27:45, 51-52).
И справедливость была восстановлена: «Но Бог воскресил Его из мертвых…» (Деян. 13:30).
По воскресении своём Иисус, явившись своим ученикам, сказал: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле…» (Мф. 28:18).
Таким образом, Сыну Божьему передана была власть и право производить суд, и право взять в Царство Свое всех своих братьев – детей Божьих, затерявшихся среди Вавилона великого.
Доказательством принадлежности к Божьему роду является свидетельство трех.
«Недостаточно одного свидетеля… при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело» (Втор. 19:15).
«И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном»[1] (1 Ин. 5:8).
Итак, для получения назад славы Божией необходимо, во-первых, свидетельство духа. Дух – это слово Божие, обитающее в сердце детей Божьих и видимое через веру.
«Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом…» (1 Ин. 5:10).
Следующее свидетельство – свидетельство воды, или покаяние. Иоанн, предтеча Иисуса Христа, готовя путь Господу, крестил в воде в покаяние.
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4).
«…Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мной сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…» (Мф. 3:11).
Насколько важно покаяние, видно из (Лк. 13:4-5):
«Или думаете ли, что те, …на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех…? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибнете».
И, наконец, свидетельство крови. Трудно найти вразумительный ответ, почему и как кровь Иисуса Христа искупает, очищает и спасает нас.
«…Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы …но драгоценною Кровию Христа…» (1 Пет. 1:18-19).
«…и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7).
Обратимся к греческому слову, переведенному как «кровь»:
αίμα,το – кровь; в переносном а) убийство; б) кровное родство.
РОДСТВО Иисуса Христа очищает и спасает нас. Мы искуплены РОДСТВОМ Иисуса Христа!
Следствием этого родства является возникающая сильная приязнь, симпатия, любовь ( άγάπή,ή ).
«…По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
«…всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него» (1 Ин. 5:1).
Итак, верующие в Сына Божьего Иисуса Христа и потому исполняющие заповеди Божии, раскаивающиеся в совершенных ранее грехах и испытывающие симпатию и любовь ко всем подобным по крови, принадлежат к уделу Божьему и являются Сынами Бога.
И еще одно греческое слово, переведенное как «дом» (икос):
οίκος,ό - 1) дом, жилище;
- 2) отечество;
- 3) дом, семья, род.
«Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог… А Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы…»
[1] Предшествующая фраза «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино» (1 Ин. 5:7) – в древних греческих рукописях отсутствует. Нет её и в новейших переводах Нового Завета. Она была внесена неизвестным лицом при переписывании и переводах текста. Укажем также, в качестве примера, ошибки в синодальном переводе Откровения Иоанна (Отк. 1:10) – греческий текст: «Я был в духе в день Господень», синодальный перевод: «Я был в духе в день воскресный»; (Отк. 8:13) – греческий текст: «И видел Я и слышал одного орла…», синодальный – «И видел я и слышал одного Ангела».