«…истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Бытующее в настоящее время мнение о рождении свыше заключается приблизительно в следующем: вот, мы приняли Бога в сердце, обратились и теперь мы рождены свыше. Но это не соответствует действительности. Действительность же такова, что рождение свыше – это явление, сравнимое разве что с физическим рождением в этот мир. По эмоциональному переживанию – это шок, но это и радость. Радость открытия нового мира, радость обретения новых невероятных способностей и радость избавления от безысходности неотвратимой физической смерти. По ощущению – это пробуждение, но не в физическом теле, и не в физическом мире.
«Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?… Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и это ли не знаешь?» (Ин. 3:4,10).
Итак: «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Обратимся к свидетельствам пророков, которые, несомненно, пережили истинное рождение свыше и видели Царствие Божие, находясь еще в «темнице», созданной из праха и пребывая в земле забвения.
«…Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие… Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним» (Лк. 9:27,32).
«И возвратился тот Ангел… и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? (Зах. 4:1–2).
«…в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба» (2 Кор. 12:2).
«Я был в духе в день Господень[1] и слышал позади себя громкий голос… то, что видишь, напиши…» (Отк. 1:10–11).
Общепринятым считается, что после смерти на кресте Иисус сошел в некие преисподние места земли и освободил находящихся там. Рассмотрим внимательно, что об этом говорится в Новом Завете.
«По сему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4:8).
«Восшед» – значит, вознесся, «дал дары» – то, что сейчас называется «дары Святого Духа» в день Пятидесятницы (Деян. 2).
«А «восшед» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4:9). То есть Иисус Христос восшёл с того самого места, куда прежде нисходил. Узнав, откуда же, с какого места Он восшел, вознесся, мы узнаем и то, куда Он и нисходил.
«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50–51).
«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19).
То есть, и вознесся и нисходил Он именно отсюда и сюда, на эту «землю», где в течение 3–3,5 лет и проповедовал.
«Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40).
«…быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал… восшед, пребывает одесную Бога…» (1 Пет. 3:18–19,22).
«Ибо для того и мертвым было благовествуемо…» (1 Пет. 4:6).
Итак, кто эти, «находящиеся в темнице духи», и каким «мертвым» было благовествуемо, и что значит «быв умерщвлен по плоти»? Обратимся за ответом к апостолам Павлу и Петру: «…водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо ходим верою, а не видением, – то мы …желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:6–8).
«…имею желание разрешиться и быть со Христом… А оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1:23–24).
«…доколе нахожусь в этой телесной храмине… зная, что скоро должен оставить храмину мою…» (2 Пет. 1:13–14).
Не о тех ли «мертвых», которым «было благовествуемо» и среди которых пребывал Христос говориться в следующем отрывке:
«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но и Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:21–22). Не об этом же ли говорит и фраза «…блаженны мертвые, умирающие в Господе» (Отк. 14:13).
Две тысячи лет назад Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5:25). Оживут, родившись, по Божьей милости свыше, выйдя из темницы тела своего, и увидя землю живых.
Вот что сказано на эту тему в Ветхом Завете: «Вот он… и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах… между утром и вечером они распадаются…» (Иов. 4:18–20).
«…все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя…» (Ис. 42:22).
«Как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними… могила – жилище их» (Пс. 48:15).
«Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну… я заключен, и не могу выйти» (Пс. 87:7,9).
«…когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною» (Пс. 43:20).
«И будут собраны вместе, как узники в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны» (Ис. 24:22).
«Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?» (Пс. 87:11–13).
«…сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).
«…проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы…» (Ис. 61:1).
«…освобожу узников Твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9:11).
«Если я пойду и долиною смертной тени не убоюсь…» (Пс. 22:4).
«Ты избавил душу мою от смерти… Буду ходить пред лицем Господним на земле живых» (Пс. 114:8).
«…Ты прибежище мое и часть моя на земле живых… Выведи из темницы душу мою…» (Пс. 141:5, 7).
«…услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота…» (Пс. 39:2–3).
Итак, есть небеса – престол Божий, есть «земля живых», которую Бог даст увидеть родившимся свыше, и есть «ров», «преисподняя», «земля забвения», и находящиеся там заключены в темницу из брения, праха, «устранены от Господа» и «ходят верою, а не видением», и ожидают своего избавления, «воскресения».
В заключение приведем греческие слова, переведенные как:
«ров» – λάκκος, ό –
яма, пруд, цистерна или бассейн; погреб; а также – яма, пустой колодец; яма или подполье, куда сажали преступников, темница; могила;
«воскресение» –
I. άνάστασις, ή –
1) а) поднятие с места, т.е. изгнание, выселение (кого–либо из родной земли). б) восстановление, воздвижение;
2) а) вставание с места, отшествие, выступление из какого ‑либо места; переселение; б) пробуждение, восстание от сна;
II. έγερσις, ή[2] – пробуждение, возбуждение.
[1] В синодальном переводе – «в день воскресный».
[2] Производные от этого слова переводятся в Новом Завете также, как «исцелять» (больного), «воскрешать», «бодрствовать».